дорожки, садовые дорожки,
Дорожки важно проложить именно там, где надо, и выполнить их надежно и основательно, не забывая при этом об эстетической привлекательности.

Толковая планировка

Строить планы по поводу расположения дорожек лучше всего еще при первоначальной разметке будущего приусадебного участка. Обозначив места для дома и дополнительных сооружений, следует пройтись по территории, отмечая при этом, какие направления наиболее удобны для передвижения, где лучше разместить беседку или скамейку и т. д.

Планируя основную дорожку от калитки к дому, нужно не забывать, что ее назначение – проложить человеку путь от одного места к другому.

Поэтому сразу нужно учесть, что путь от калитки до входной двери дома должен проходить по наиболее короткому маршруту.

В то же время не стоит бросаться в другую крайность, делая все тропинки прямыми, иначе у участка будет слишком официозный вид. Они, например, могут огибать кустарники или цветники. Такие пути должны быть удобными, но вовсе не обязательно наиболее короткими.

При этом важно разумно рассчитать необходимое количество дорожек.

Например, если с боковой стороны участка подряд расположены три дополнительные постройки, то не обязательно соединять их напрямую с домом.

Слишком часто пути, делящие участок на небольшие фрагменты, визуально уменьшают его. В этом случае можно проложить дорожку по маршруту «дом – средняя постройка» и выполнить два ответвления.

При маршрутном планировании нужно учитывать и профиль участка. Например, если от ограды к коттеджу есть спуск, то прямая дорожка – не лучший выбор, даже если она основная. В ненастье по ней к дому будет стекать вся вода. Здесь правильное решение – устройство ломаной линии.

Наконец, после планирования выполняют разбивку на местности. Для этого вбивают колья (на расстоянии 1,5-2,5 м на прямых участках, в 3-4 раза чаще в изгибах), на которых натягивают шнур или веревку.

Правильная геометрия садовой дорожки

Планируя дорожки, нужно сразу определить их назначение и в зависимости от этого геометрические параметры. Так, основную дорожку лучше выполнить шириной в 1,5-1,8 м. Ведь по ней от калитки может одновременно идти 2-3 человека, а то и более. А такие размеры позволят им не только спокойно пройти, но и разминуться со встречными.

Остальные прогулочные дороги могут иметь ширину в 1-1,4 м. Для технологических маршрутов, связывающих хозпостройки с домом, достаточно 0,8-1 м. Этого хватит для перемещения одного человека и передвижения садовой техники. Наконец, на второстепенных путях посреди газона можно проложить дорожку шириной 30-40 см, состоящую из ряда расположенных не всплошную материалов.

Следует помнить и об уклоне. Он должен составлять не более 10 %, в крайнем случае, на длинных участках, 12-14 %. При этом покрытие дорожки должно иметь шероховатую поверхность, безопасную для ходьбы в дождливый период.

Кроме того, покрытие следует выполнять с уклоном в 1,5-3 % от центра к краям для обеспечения стока воды на лужайки. Если по каким-либо соображениям это невозможно (например не позволяет рельеф участка), то минимальный уклон в 2 % можно выполнить в одну сторону.

Варианты мощения дорожек

Наиболее часто для выполнения основных маршрутов на участке используют различные искусственные материалы. При этом работу по устройству дорожек начинают с земляных работ. Сначала снимают грунт на глубину до 25-30 см, делая таким образом основание или ложе для будущего покрытия. На дно укладывают гидроизоляционную пленку или геотекстиль.

Эти укрывные материалы предотвращают осыпание и размывание дорожки, препятствуют прорастанию травы между элементами мощения. Поверх данного слоя делают подложку. В зависимости от характеристик грунта и функционального назначения маршрута она может быть различной. В большинстве случаев достаточно хорошо утрамбованной песчано-гравийной смеси. Если на участке рыхлые грунты и/или предполагаются значительные нагрузки, то подложку выполняют из бетонной смеси.

Последний этап – финишное покрытие. Практичный вариант – бетонная тротуарная плитка, сделанная методом вибролитья или вибропрессования. Материал этот устойчив к перепадам температуры, воздействию света и химически агрессивных веществ.

 При этом он предоставляет широкое поле для реализации дизайнерских задумок: есть плитки различных формы, толщины, цвета, имитирующие натуральные материалы и т. д. Кроме того, плитку можно выложить не только равномерными рядами, но и в виде декоративных рисунков, в частности «плетенки», «елочки» и др. Стоит такой материал в зависимости от качества от 60 до 150 грн/м2. Увы, со временем он выгорает и теряет цвет.

Хорошее покрытие, долговечное, износостойкое и одновременно декоративное, обеспечивает природный камень – песчаник (40-200 грн/м2). Прочный, надежный и эстетически привлекательный материал – клинкерный кирпич. Однако он недешев (от 150 грн/м2).

Выгодный вариант – использование для покрытия второстепенных дорожек битого кирпича, оставшегося при строительстве. Обломки при этом лучше раскладывать хаотически, так как неправильная их форма все равно не сможет обеспечить равномерную сетку покрытия.

Главное, чтобы ровными были края дорожки. Для этого берут большие части кирпичей и укладывают их ровной стороной наружу. Пустое пространство между ними заполняют сухой цементно-песчаной смесью (в соотношении 1:4 или 1:3), после чего дорожку поливают водой.

Как песчаник, так и другие виды натурального камня, а также обломки кирпича, можно расположить не густо, в ряд, а на расстоянии друг от друга, под средний человеческий шаг. Этот вид дорожек называется «звериный след» и используется в качестве дополнительных, обычно по кратчайшим направлениям через лужайку.

Практичный уход

Продлить срок службы как простым, так и капитальным дорожкам поможет несложное, но регулярное обслуживание. Так, мягкие покрытия нужно примерно раз в месяц разравнивать (например при помощи граблей).

Каждую осень желательно подсыпать слой такого же материала, чтобы нивелировать проседание.

Траву, которая все же пробралась в щели между тротуарными плитками с соседних лужаек, желательно прорывать при помощи скребка, тяпки или триммера, иначе она разовьет свою корневую систему, что постепенно приведет к осыпанию и разрушению покрытия. Делать это надо в теплое время года.

Зимой же следует регулярно очищать от снега дорожки с любым типом покрытия. Слой льда также удаляют, но делать это надо очень аккуратно.

Если он намерз крепко, его посыпают песком. Соль лучше не применять. Она, конечно, борется со льдом, но также воздействует и на покрытие дорожек, и на подошвы обуви.

Поделиться: