кисти,кисть,выбор кисти,красить,покраска
Работая в мастерской, делая ремонт или что-то строя, понимаешь, что мелким деталям нужно уделять такое же внимание, как и общим, стратегическим процессам. Лишь в этом случае желаемый результат будет соответствовать замыслу.

Основные виды кистей

На первый взгляд что может быть проще? Пойти в супермаркет и купить набор кистей, от мала до велика, не задумываясь над тем, какую брать, ведь инструмент не самый дорогостоящий. Или выбрать одну универсальную кисть и использовать ее для всех видов работ. Из этих действий единственное правильное — поход в супермаркет.

Если говорить о назначении, то у всех кистей и кисточек оно одно: наносить финишный отделочный слой (краску, лак, эмульсию, клеящий раствор и т. д.) на поверхность изделия или конструкции, чтобы придать ей эстетичный вид и защитить ее от неблагоприятного влияния окружающей среды. А так называемые фактурные валики помогают создавать покрытия еще и с определенным структурным узором.

Несмотря на одинаковые задачи, «отделочный» инструмент классифицируют по области применения, типу наносимого лакокрасочного средства, материалу изготовления и форме.

Все эти параметры напрямую зависят друг от друга.

Самая большая кисть — маховая. Ее используют для грунтования, покраски и побелки больших площадей.

Длина щетины такой кисти может достигать 18 см. Подобный инструмент необходим при любом ремонте. В народе его нередко называют макловицей.

Производительность у такой кисти высокая, но для тонкой работы она не подходит. Да и с лаком макловица справляется плохо — эта субстанция слишком нежная для такого инструмента.

Ручник (крупная круглая кисть диаметром 5 см) предназначен для окрашивания и грунтования участков незначительной площади. У него короткая, но толстая ручка. С помощью такой кисти легко покрывать краской окна, рамы, дверные наличники и короба.

Флейцевая кисточка предназначена скорее для наведения марафета — ею зачастую обрабатывают поверхность после маховой кисти или ручника. Выглядит она как маленькая лопаточка шириной около 10 см и нередко используется для нанесения лака. Зачастую ее существование игнорируют, что не всегда разумно. Эта кисточка способна довести внешний вид поверхности до совершенства.

Филеночная кисточка — младшая сестра крупной круглой кисти, предназначенная для отделки сложных участков — филенок (отсюда и название), а также для трафаретов, тонких рисунков и труднодоступных мест. Она напоминает маленький ручник (0,6—1,8 см в диаметре) и достаточно прихотлива в уходе, хотя годится практически для любого лакокрасочного материала. А в случае выполнения тонких работ этот инструмент незаменим.

И наконец, последнее наименование в «кисточном» ряду — торцовка. Она не только красит, но и совершенствует поверхность, придавая ей необходимую фактуру. Эта кисть предназначена для специальных работ и потому используется реже, чем все перечисленные инструменты, однако в арсенале настоящего мастера должна быть непременно.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Красим стены: советы начинающему маляру

Устройство кисти

Кисть состоит из ручки и головки, или щетины.

Рукоятки могут быть сделаны как из дерева, так и из пластмассы, а также иметь дополнительный металлический или нитяной бандаж.

Он отвечает за надежность крепления головки.

Проверить качество фиксации очень просто. Для этого достаточно слегка подергать кисть за головку. С надежно скрепленными деталями изделия ничего не случится.

Материал, из которого изготовлена сама ручка, не столь важен — тут уж, как говорится, хозяин — барин. Главное, чтобы кисть легла в руку. На ощупь, несомненно, приятнее дерево.

Кроме того, деревянная ручка будет меньше скользить в ладони по сравнению с пластмассовой. Однако и стоить она может в два раза больше. Но не ручка главное в кисточке, а головка, или щетина, из которой она изготовлена. На рынке можно найти как синтетическую, так и натуральную щетину, применяются и смешанные материалы.

Многие специалисты считают, что натуральная щетина предпочтительнее, однако не всегда ее выбор обоснован. Для кистей используют хребтовую и полухребтовую щетину свиньи, а также конский, барсучий и беличий волос.

Последние — для изготовления тех самых специальных кистей типа торцовки или флейцевой. Не следует настораживаться, если волос кисточки темного цвета, — он может быть светло-русый, серый и черный. Практически любой натуральный волос на стадии производства кисточек подвергается дополнительной обработке — специальному провариванию.

Синтетические кисти существенно отличаются от натуральных. Они более дешевые, но менее удобные в работе. Краска и лак на них задерживаются плохо. Зачастую волоски торчат в разные стороны, существенно затрудняя процесс окрашивания.

Да и портятся такие кисти уже после второго-третьего применения. Впрочем, для поверхностей, не требующих приложения особых усилий, например для окрашивания крыш или дачных заборов, они вполне подойдут. Незачем платить втридорога. Главное, чтобы поверхность была хорошо защищена.

Нужно также знать, что не все синтетические да и нежные натуральные волокна терпимы к агрессивным лакокрасочным материалам. Поэтому внимательно читайте информацию на упаковке или бирке.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Краска для ремонта: как выбрать?

Покупателю на заметку

Рынок кисточек довольно широк и стоимость внешне схожего инструмента может отличаться в разы. Казалось бы, более дорогая кисть должна быть долговечнее и не будет лезть, но это не всегда так.

При выборе можно просто попробовать потянуть за щетину и посмотреть, насколько хорошо она зафиксирована. Для черновых работ эта характеристика не критична, но вот для чистовых – более чем.

Дешевизна кисточек и высокая стоимость растворителя приводит к тому, что в случае работы с масляными красками дешевле выкинуть кисточку и купить новую. Что касается вводно-дисперсионных красок, то кисть можно оставить, достаточно лишь помыть ее.

Продлить срок службы инструмента можно, придерживаясь нескольких простых правил:

  • перед использованием кисть должна размокнуть, а разработать ее можно на грубой поверхности;
  • в процессе покраски не стоит с силой нажимать на кисть — от этого она не будет лучше красить, зато будет хуже выглядеть. Кроме того, иногда ее следует вращать в руке — для равномерного распределения краски;
  • не бойтесь оставлять кисточку в краске, уходя на перекур, — инструменту от этого хуже не будет. А вот по завершении работ кисть следует тщательно промыть, расчесать, высушить, завернуть в ветошь или пергамент и желательно подвесить в сухом месте.
  • во время работы с кисточки лучше удалять лишнюю краску — и расход меньше, и кисть целее. Можно делать это, вытирая кисть об края банки, но лучше надеть на край специальную проволоку — это и удобнее, и функциональнее;
  • если все же решили использовать растворитель, когда кисточка будет откисать, можно надеть на сосуд полиэтилен и закрепить его резинкой. Так растворитель не испарится.
  • лак будет легче сниматься, если кисточку оставить на ночь в обыкновенной воде. В этом случае он будет скатываться;
  • надетая на рукоятку кисти часть пластиковой бутылки будет незаменимым резервуаром для излишков краски при работе с потолком.
Поделиться: