право,юридические вопросы,юрист,юриста,право собственности,правовые вопросы,право на дом,назначение,земля,участок
ФОТО: www.shutterstock.com
Желание построить что-либо на своем земельном участке не всегда совпадает с возможностями. И речь здесь не только о финансах, но и о юридической составляющей вопроса. В некоторых случаях необходимо изменить целевое назначение надела.

Юридический статус участка

Каждый участок земли, согласно нормам ст. 79 Земельного кодекса Украины (ЗКУ), обладает установленным статусом. Причем касается это как самой территории, так и всего, что находится над и под ее поверхностью. Данное положение установлено как в ЗКУ, так и в ст. 373 Гражданского Кодекса Украины (ГКУ). В той же статье сказано, что собственник имеет право использовать земельный участок по своему усмотрению, но в рамках законодательного поля и так, чтобы не мешать своей деятельностью соседям. Также следует учитывать целевое назначение земли, которое указывают в выписке из Государственного земельного кадастра и в Государственном акте на право собственности на земельный участок.

Проще говоря, не каждый надел можно использовать полностью на свое усмотрение. Придется учитывать установленные государством рамки. А если хочется изменить или расширить свои права относительно территории, надо правильно изменить целевое назначение земли и получить на руки обновленную документацию.

Общая классификация

В ст. 19 ЗКУ указаны категории пользования земли. Всего их девять, но частные домовладельцы имеют право использовать только земли для жилой и общественной застройки, а также сельскохозяйственного назначения. У всех категорий есть свой правовой режим, но один и тот же участок может принадлежать к двум и более типам пользования одновременно. В этом случае нужно придерживаться требований, относящихся ко всем категориям, а в случае наличия противоречий – придерживаться более жестких правил.

Читайте также: Соседские споры: обозначаем границы участка

На практике частных домовладельцев интересует целевое назначение земли, правовые рамки которого регламентирует Закон Украины «О землеустройстве», а конкретные виды определяет Приказ Государственного комитета Украины по земельным ресурсам №548 «Об утверждении Классификации видов целевого назначения земли». К приватной сфере относятся некоторые из них. Так, земли сельскохозяйственного назначения могут быть использованы для:

  • ведения товарного сельскохозяйственного производства;
  • ведения фермерского хозяйства;
  • ведения личного крестьянского хозяйства;
  • ведения подсобного сельского хозяйства;
  • индивидуального садоводства;
  • огородничества;
  • сенокошения и выпаса скота.

Земли жилой и общественной застройки применяют для:

  • строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (собственно, именно это и есть приусадебный участок);
  • строительства и обслуживания зданий временного проживания;
  • строительства индивидуальных гаражей;
  • другой жилой застройки.

Порядок изменения

Причин для обновления целевого назначения земли может быть множество. Например, желание возвести дом на участке, предназначенном для ведения садоводства или построить возле ограды небольшой торговый павильон, если приусадебный участок выходит на оживленную улицу.

Следует понимать, что согласно ст. 20 ЗКУ, устанавливать необходимость сохранения или замены целевого назначения земли (то есть определять виды использования участка без изменения его категории) может сам собственник. Государство его в этом вопросе не ограничивает, но регламентирует процесс и устанавливает определенные рамки. В частности, согласно нормам ст. 27, 31, 33-36 ЗКУ, менять целевое назначение ценных земель сельскохозяйственного назначения (а к ним зачастую относятся земельные паи, представляющие собой пастбища и пашни) запрещено.

Читайте также: Кто хозяин за забором?

Процедуру изменения целевого назначения земли определяют ЗКУ (ст. 20, 122, 150, 151, 186, 1861), Закон Украины «О Государственном земельном кадастре» (ст. 26), Закон Украины «О землеустройстве» (ст. 20, 22, 25-31, 50), а также Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности». Процесс можно условно разделить на несколько этапов.

  • Оформление заявления собственника, где он указывает свое желание изменить целевое назначение участка. Заявление надо заверить нотариально. Именно оно и является основанием для старта юридических действий. Получать какое-либо дополнительное разрешение и предварительное согласие от местных органов власти с 01 января 2013 года (дня вступления в силу Закона «О землеустройстве») не нужно.
  • Разработка проекта землеустройства по изменению целевого назначения участка, а также его согласование в порядке, предусмотренном ЗКУ. Для этого надо привлечь специализированную организацию, предоставляющую такие услуги. Важно, чтобы непосредственный исполнитель работ имел на руках соответствующий сертификат. Перечень таких лиц приведен в Госреестре сертифицированных инженеров-землеустроителей, размещенном на сайте Госгеокадастра (land.gov.ua) в подразделе «Сертификация» раздела «Направления деятельности». С организацией надо заключить договор на выполнение услуг, и указать в нем не только содержание и цели работы, но и сроки ее выполнения. Процесс обычно занимает от 1 до 6 месяцев, но при желании и ответственном подходе со стороны подрядной компании это можно сделать и за 2-3 недели. А вот согласование проекта в местных управлениях Госгеокадастра, архитектуры и градостроительства, лесного хозяйства и др. обычно длится 1-4 месяца, но может затянуться и на полгода.
  • Утверждение проекта в местных органах власти, то есть на очередной сессии городского, поселкового или сельского совета. Если решение будет отрицательным (тогда в нем должна присутствовать мотивировочная часть), его можно обжаловать в судебном порядке. Для этого важно получить у землеустроительной организации готовый проект не только в электронном, но и в бумажном виде. Кроме того, если земельный участок граничит с землями природно-заповедного, лесного или водного фонда, требуется проведение государственной экспертизы проекта землеустройства согласно требованиям ст. 9 Закона Украины «О государственной экспертизе землеустроительной документации».
  • Внесение изменений в сведения о земельном участке в Государственный земельный кадастр (ГЗК) и получение выписки. Осуществляют это местные органы Госгеокадастра. Пошлина за данные услуги с 2014 года отсутствует.
  • Регистрация права собственности на земельный участок с новым целевым назначением. Для этого обращаются с заявлением в Департамент регистрационных услуг (ранее – Управление государственной регистрационной службы) и прикладывают согласованный проект землеустройства в бумажном и электронном виде (а в случае проведения государственной экспертизы – и ее заключение). Кадастровый регистратор обязан зарегистрировать участок в течение 5 дней с момента поступления документов. Данная услуга со стороны государства также бесплатна. Оплачиваются только услуги нотариуса по регистрации прав на недвижимое имущество в государственном реестре прав. Итогом станет получение выписки из акта о праве собственности.

О плане района

Согласно нормам ст. 24 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности», изменять целевое назначение земельного участка можно только в соответствии с детальным планом зонирования территории. Если последний отсутствует, вносить изменения в документацию о наделе запрещается. Узнать, существует ли детальный план для вашей местности, можно в местном совете (для территории, расположенной за пределами границ конкретного населенного пункта, в районной госадминистрации). На практике в таком случае гражданам предлагают профинансировать работы по разработке детального плана той части местности, где расположен участок (микрорайона, поля и т. д.) Однако с точки зрения законодательства данное требование – незаконно.

Арендные особенности

Для земельного участка, находящегося в пользовании на условиях аренды, сначала необходимо получить разрешение собственника. Также придется заключить обновленный договор аренды и внести изменения в Госреестр вещных прав на недвижимое имущество.

Читайте также: Планирование строительства: разметка по закону

Ответственность за нарушение

В соответствии с нормами ст. 211 ЗКУ, нецелевое применение земельного участка (в частности строительство жилого дома на территории, предназначенной для ведения фермерского хозяйства или садоводства) влечет за собой административную ответственность в виде штрафа в размере от 5 до 25 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 85 до 425 грн в 2016 году). Также согласно ст. 141 ЗКУ, возможно прекращение права пользования наделом. Если же в связи с нецелевым использованием происходит загрязнение грунта или создается опасность для здоровья и жизни людей, финансовое наказание может вырасти в 20-30 раз. Кроме того, согласно ст. 239 Уголовного кодекса Украины, возможно ограничение свободы на срок до трех лет. В то же время неиспользование земли по целевому назначению не является нарушением. Например, отсутствие здания на участке, предназначенном для жилой застройки, не ведет к наступлению ответственности. Нельзя лишь использовать участок неправильно.

Важные особенности

Чаще всего граждане Украины обращаются с просьбой о переводе участка, предназначенного для ведения личного крестьянского хозяйства или садоводства, в статус территории для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений. Сделать это вполне реально, за исключением ситуации, когда земля относится к категории ценных. Но надо быть готовым к тому, что процесс займет как минимум несколько месяцев. И все это время не стоит начинать строительные работы.

Нотариус может не только заверять заявления и вносить изменения в ГЗК и Госреестр, но и сопровождать весь процесс, в том числе проверять верность составления договора на оказание услуг с подрядной землеустроительной организацией.

При этом надо знать, что с 1 января 2016 года с вступлением в силу нового порядка регистрации прав на объекты недвижимости (на основании Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» и некоторые другие законодательные акты Украины, касающиеся децентрализации полномочий по государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» и Порядка государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины) выдача свидетельств о праве собственности на бумажных носителях отменена. Государственная регистрация прав на недвижимость осуществляется посредством сети Интернет. При необходимости и желании собственник участка может распечатать выписку из реестра самостоятельно, с сайта Министерства юстиции (minjust.gov.ua).

Поделиться: