мощение,дорожка,дорожки,площадка,тротуарная плитка,дорожки на даче,садовые дорожки,дорожное покрытие,дорожная сеть
ФОТО: www.shutterstock.com
Дорожки и площадки в саду обустраивают на десятилетия, поэтому при их организации важно не ошибиться не только с технологией монтажа тротуарных элементов, но и с расположением основных и второстепенных тропинок на участке.

Проект дорожной сети

Прежде всего, нужно определить назначение покрытий и в зависимости от этого их геометрические параметры. Для каждого случая выбирают свой материал, очерчивают контур и создают индивидуальное оформление.

Тротуарную плитку удобно использовать, в том числе и как отмостку вокруг построек
Главную дорожку от калитки к дому лучше выполнить шириной в 1,2-1,5 м, чтобы на ней могли разминуться 2-3 человека. Основные прогулочные участки могут иметь ширину в 1-1,2 м. Для технологических маршрутов к хозпостройкам достаточно ширины в 0,8-1 м. Этого хватит для перемещения садовой техники. Второстепенные декоративные дорожки могут иметь ширину 30-40 см.

Форму и стиль пешеходных троп выбирают с оглядкой на дизайнерский эффект. Так, строго симметричные прямые дорожки, разбегающиеся в стороны от центральной площадки и делящие посадки на участки геометрических форм, – особенность регулярного французского парка. В естественных английских садах дорожки, наоборот, огибают деревья, исчезают и появляются словно ниоткуда.

Читайте также: Как выбрать материал для мощения?

Следует помнить и об уклоне. Он должен составлять не более 10 %, на длинных участках – 12-14 %. Покрытие дорожки должно иметь шероховатую поверхность, безопасную для ходьбы в дождь.

Для мощения площадки, которую будут использовать как парковку, используют плитку толщиной 80-100 мм
Тротуарная плитка

Наиболее популярный материал для обустройства покрытия двора и подъездных путей – бетонная тротуарная плитка. Она может иметь разные форму (прямоугольная, шестиугольная, неправильная, с узорчатыми краями и т. д.) и размер (от 7 × 10 до 50 × 50 см).

От размера элементов зависит равномерность распределения нагрузки, а значит, и прочность покрытия. Мелкие блоки с большим числом швов между ними лучше справляются с давлением при интенсивной эксплуатации, но их монтаж займет больше времени. Такие изделия стоит использовать для мощения центральных тропинок. Из мелких деталей проще выполнить отделку объекта неправильной формы: не потребуется обрезка для подгонки блоков. Плитку большого размера (30 × 30 см и более) укладывать быстрее, но вероятность ее растрескивания с годами выше. Такой материал лучше использовать для прямых дорожек на второстепенных маршрутах.

Выделяют вибропрессованные и литые изделия. Плитка, произведенная при помощи вибропрессования, – простая по форме (квадратная и прямоугольная) и цвету (различные оттенки серого). Благодаря прочности и морозостойкости, а также при правильной укладке она прослужит до 25 лет. Ее можно использовать и для дорожек, и для парковки.

Читайте также: Секреты декоративного мощения дорожек

Литая тротуарная плитка (то есть выполненная методом вибролитья) – эстетически более привлекательна, имеет гладкую и немного блестящую поверхность. Есть возможность выбора по форме, цвету (светло-серый, салатовый, желтый, синий и др.) и даже рисунку. По прочности литые блоки несколько уступают вибропрессованным, но при правильной укладке качественной продукции ее хватит на 15 лет и более.

Выбор изделий

Приобретая слишком яркую тротуарную плитку, нужно понимать, что большое количество красителя в ней может привести к тому, что блоки раньше начнут трескаться и крошиться. По этой же причине следует отдавать предпочтение матовым, а не глянцевым изделиям. Лучше, если цветная плитка окрашена на весь объем, а не только в пределах верхнего слоя.

Для определения качества материала можно постучать парой блоков друг о друга. Издаваемый звук должен быть звонким. Это означает, что изделия хорошо высушены. Глухой звук подскажет, что технология сушки при производстве была нарушена, и изделия раньше начнут разрушаться.

На плитках не должно быть ярко выраженных белых или темных полос. Их наличие говорит о том, что компоненты были плохо смешаны. Также осматривают, насколько равномерен окрас в рамках одной плиточной партии (небольшая разница в оттенках допустима). Проверяют и качество поверхности: не допускается наличие трещин, зазубрин, пузырьков.

Следует узнать, каковы водопоглощающая способность тротуарной плитки (должна быть не выше 6 %) и ее морозостойкость. Чем меньше пор у изделия (то есть чем оно плотнее и тяжелее), тем большее количество число циклов замерзания и оттаивания смогут выдержать блоки. Циклов должно быть не менее 200, ведь за одну зиму тротуарная плитка тает и замерзает 5 раз и больше. Прочность изделий на сжатие должна составлять не менее 30 МПа, а истираемость – не более 0,7 г/см2.

Читайте также: Укладка тротуарной плитки своими руками

Наконец, толщину плитки подбирают в зависимости от предстоящей нагрузки: 4 см – для мощения пешеходных дорожек, 6 см – для велодорожек, 8-10 см – для устройства подъезда и парковочного места для машины. Приобретать лучше сразу большую партию, достаточную для всего объема работ. Продукты одной модели, но из разных партий могут отличаться по цвету.

Особенности ухода

Тротуарную плитку и бордюры рекомендуют время от времени очищать от грязи при помощи щетки с жесткой щетиной и промывать мыльным раствором. Въевшиеся загрязнения, следы от автопокрышек, а также пятна от масел и других химических веществ удаляют с применением специальных растворов. Траву в щелях между блоками прорывают при помощи скребка, иначе она со временем разовьет свою корневую систему, что приведет к разрушению покрытия. Зимой дорожки надо очищать от снега. Оледенение также удаляют, но делают это аккуратно – скребком, деревянной или пластиковой лопатой. Если лед намерз крепко, его посыпают песком, но не солью.

Также следует вовремя делать ремонт покрытия, заменяя поврежденные блоки. Для этого их вынимают при помощи ножа или отвертки, после чего выравнивают слой подсыпки из песка и возвращают тротуарный элемент на место, утрамбовывая резиновой киянкой.

Поделиться: